моя педагогическая философия
В день дождливый, а может, погожий,
Может - осенью, может – весной
Он идет, как обычный прохожий,
С неотвязной задачей одной.
А условье задачи – Россия...
С. Шестаков
Трудно сейчас сказать, какова роль учителя в обществе. Для этого надо отойти на определенную временную дистанцию.
Потому стоит обратиться к таким временам, от которых мы достаточно удалены, чтобы вспомнить, а может быть, – определиться в том, каковы причинно-следственные связи между учителем и тем обществом, которое в большой мере сформировано, выращено руками, душой учителя.
Опыт практической деятельности свидетельствует о реальном существовании «двух образований»: первое – это представленное в программах, подлежащее обязательному усвоению и контролю, второе – «скрытое образование» (В.И.Слободчиков), являющееся своего рода вторичным продуктом образовательного процесса. Сюда, по сути, относятся все те факторы образовательного процесса, которые порождают позицию, культуру, компетентность, личностный опыт и другие элементы образованности, которые нельзя «сложить» из набора знаний и умений. И, как это часто бывает в процессе социальных преобразований и модернизаций, - то, что раньше было «побочным», теперь ставится в центр внимания. Современное общество ставит перед учителем задачи, достижение которых свидетельствует о подготовке компетентного выпускника в широком смысле этого понятия. А именно, человека умеющего, знающего, социально определённого, активного и самореализующегося. При этом выпускник средней школы должен быть приспособленным к полноценной жизни в современных быстро меняющихся и неопределённых условиях, должен суметь найти себе применение на рынке труда, уметь самостоятельно добывать необходимые знания и адаптировать имеющиеся с учётом конъюнктуры рынка. Этому способствует переход на компетентностный подход в обучении.
Достоинством компетентностного обучения является то, что у участника образовательной деятельности проявляется возможность быть независимым от множества второстепенных ожиданий и претензий своего окружения. Компетентный выпускник способен контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностно-смысловых ориентаций, действовать самостоятельно, а не являться послушным инструментом в чьих-то руках, иметь личностно-ответственную позицию по отношению к собственной жизни, а не только играть роли, приготовленные в каком-то сценарии какими-то авторами.
Человек, в полной мере владеющий ключевыми компетенциями, будет в первую очередь востребован на рынке труда, где сможет самореализоваться и проявить свою индивидуальность. А образование выступает в этом контексте средством и уникальной формой самосовершенствования Человека на основе самопознания и рефлексии.
Основной недостаток образования прошлых лет, состоял в несоответствии требований, предъявляемых обществом к выпускнику, и реальным уровнем подготовленности к взрослой самостоятельной жизни в обществе. Этому способствовало нацеленность образовательной системы на усвоение учащимися максимального количества фактов, а не на умение решать жизненно важные проблемы. В результате «голова ученика напоминает устаревший архив, наполненный до отказа ненужными малопригодными знаниями». В процессе обучения основной акцент делался на приобретение определённых узкопредметных знаний, ценность которых в современных условиях быстро устаревает.
Но, как видим, все же произошёл сдвиг педагогических ориентиров на умение и готовность выпускника учиться всю последующую жизнь.
В итоге можно сделать вывод о том, что без нового взгляда на результаты образования традиционная модель обучения не решит свою основную задачу. Она не даёт достаточного запаса прочности в жёсткой конкурентной борьбе на рынке труда, который очень быстро приобретает глобальный характер, о чём свидетельствуют кризисные явления в современном мире. Представление о доминирующей роли академических, фундаментальных знаний могло быть приемлемым в прошлом, но безнадёжно устарела сегодня.
Процессы глобализации иногда воспринимаются у нас в России как наступление на самобытность, духовную и иную независимость, что в определённой степени соответствует реальности. Отсюда в педагогических кругах возникает внутреннее сопротивление, желание «закрыть Америку», отгородиться надёжным щитом от чужой культуры.
Подводя итог использования компетентностного подхода в педагогической практике, отмечу, что данный подход уже сейчас получил широкое распространение. Его появление стало ответом на изменившуюся социокультурную обстановку в мире, педагогической реакцией на социальный заказ, требующий от выпускника школы владение такой компетентностью, которая позволяла бы ему функционировать в социуме сразу после окончания школы.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка лайков вк